По итогам второй недели июля доля китайских марок на российском рынке грузовиков превысила долю отечественных марок, подсчитал «Автостат» (учитывает все грузовики от 3,5 т).
Так, доля китайских марок составила 31% по итогам июня, а к концу прошедшей недели выросла до 44%, тогда как доля российских марок, наоборот, сократилась, достигнув 43% против 53% в июне.
Впрочем, КамАЗ остается лидером по объему: в июне в РФ было реализовано 2,3 тыс. машин отечественного концерна, что на 30% меньше, чем годом ранее, и на 28,9% ниже продаж докризисного февраля. Однако вместо традиционно популярных в РФ Volvo или Scania вторую строчку теперь занимает китайский Shacman, реализовавший 973 грузовика, что почти в 3,5 раза больше, чем в феврале. Другие китайские марки, например Howo, также нарастили продажи по сравнению с февралем.
Китайцы активно увеличивают продажи на российском рынке в том числе на фоне исчерпания запасов европейских и американских грузовиков, поставки которых приостановлены с марта. Кроме того, грузовики попали под санкции ЕС, и фактически их импорт в РФ — как тягачей, так и самосвалов — оказался под запретом. Ограничения на поставку грузовых автомобилей в РФ также ввела Япония. «Европейская семерка» (Scania, Volvo, Man, Mercedes-Benz, DAF, Iveco, Renault) по итогам 2020 года сократила долю на российском рынке на 7,7 процентного пункта, до 33,5%, из-за нестабильного курса. В 2021 году европейские марки столкнулись с глобальной нехваткой техники на фоне дефицита компонентов, данных по продажам за прошлый год нет. В этом году, по данным Eurostat, поставки готовых новых дорожных тягачей в РФ не осуществлялись вовсе (отметим, что те производились в РФ европейскими марками). Поставки автомобилей для перевозки товаров грузоподъемностью 5–20 т значительно сократились — они уже в марте упали в 25 раз по сравнению с февралем, до €96,6 тыс. (в мае — €127 тыс.). Из этих цифр можно сделать вывод о единичных поставках.
«В нашем сегменте произошло замещение "большой семерки" грузовиками китайского производства»,— подтверждают на КамАЗе.
Общий рост поставок продукции из Китая там оценивают более чем в два раза: «В основном это самосвалы. Также на руку иностранным производителям курс рубля к доллару». В то же время доля КамАЗа в своем сегменте остается на уровне 47%, что «соответствует прошлогодним показателям». На КамАЗе ориентируются на рынок тяжелых грузовиков грузоподъемностью свыше 14 т. По итогам полугодия этот сегмент, по данным концерна, сократился на 10%.
Весь рынок грузовиков за январь—июнь упал сильнее — на 18,8%, до 37,7 тыс. штук, подсчитывал «Автостат». Как компании-производители, так и аналитики традиционно расходились в оценке объема сегмента.
Исходя из приведенного «Автостатом» модельного рейтинга, наибольшей популярностью среди тяжелых грузовиков пользуются самосвалы. На КамАЗе подтверждают, что наибольший спрос сейчас наблюдается в самосвальной технике на фоне продолжения реализации инфраструктурных проектов. Тогда как рынок магистральных тягачей упал на 45%, говорят в компании, при этом реализация КамАЗа снизилась на 25% (доля марки в сегменте в итоге выросла до 39%). «С одной стороны, это обычное явление в кризисные периоды. Магистральники — самые дорогие машины, и от них отказываются в первую очередь. С другой стороны, в стране значительно меняются логистические коридоры, и игроки этого рынка на период адаптации к новым условиям также не спешат закупать магистральные тягачи. Наша доля в этом сегменте продолжает расти»,— говорят на КамАЗе.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что по итогам года китайские марки могут превысить долю, которая фиксировалась у европейских марок в сегменте тяжелых грузовиков в последние годы, в том числе за счет части доли российских производителей.
«Отечественные компании вынуждены адаптироваться к новым условиям, и против российской продукции сейчас играет курс рубля»,— поясняет он. Китайские грузовые автомобили покрывают многие сегменты, в том числе сегмент тяжелых грузовиков, где конкурируют с КамАЗом. В целом рынок грузовиков продолжит стагнировать, полагает господин Бабанский.
Ольга Никитина
источник: https://www.kommersant.ru/doc/5470189